Russia                                      
                                         
                                         

Противодействие коррупции

Информационная безопасность

ВСОКО

МКДО

Наставничество

child

В семье растет малыш. Как хочется нам, родителям, чтобы он стал успешным и счастливым. С самого раннего возраста мы не жалеем ни средств, ни сил, чтобы развивать его способности. Однако всегда ли добиваемся ожидаемого результата?

Нередко при попытках чему-либо научить ребенка – элементарным навыкам гигиены, уборке игрушек, рисованию, танцам и.т.д., взрослые сталкиваются с рядом проблем.

Нужно помнить, что любые способности или конкретные умения маленьких детей развиваются только в процессе интересной для них игровой деятельности. Целенаправленное развитие способностей, формирование конкретных умений и навыков – непростая задача.

Как показывает само слово способности, речь идет не о приобретении некого качества, а об освоении определенного способа действия. Любые способности формируются у ребенка в процессе его собственной активной деятельности, так как все дети от природы достаточно активны. Торможение ребенка всегда имеет определенные причины: плохое самочувствие, физические трудности, несовпадение желаний ребенка с тем, что хотят от него взрослые и.т.п. иначе говоря, психологически лень маленького ребенка – это не плохое поведение, а неестественное состояние организма. В раннем детстве лень возникает как защитная реакция ребенка на неприятную для него деятельность. Но если лень проявляется часто, то со временем вырастает ленивое нерасторопное существо, которому «ничего не охота», все «до лампочки».

Успех, позитивный результат – вот что необходимо для развития потребности вновь и вновь проявлять активность. Собственный, самостоятельно достигнутый успешный результат в деятельности – это и есть главный «воспитатель» любой способности.

Успешность ребенка в разных видах деятельности зависит от развития его общей способности действовать самостоятельно. Однако нередко именно развитие самостоятельности малыша менее всего беспокоит родителей. И они с удивлением обнаруживают, что ребенок отстает от сверстников.

Оказавшись в детском саду, многие дети начинают самостоятельно одеваться, есть, легко находят общий язык с другими сверстниками. Но с некоторыми детьми возникает масса проблем, потому что они ничего не умеют – они привыкли, что каждый момент их жизни – от одевания и кормежки обеспечивается взрослым. У таких детей просто нет никакого опыта самостоятельной деятельности.

Практика показывает, что главная причина недостаточной самостоятельности ребенка лежит в условиях его домашнего воспитания, точнее в том, как относятся к проблеме самостоятельности ребенка его родители.

На первый взгляд любой ребенок, вырастая, постепенно и естественно становится самостоятельным: ползает, сидит, стоит, ходит и.т.д. однако так ли все просто, если рассматривать самостоятельность как личностную характеристику ребенка? Ведь каждый человек – это особый мир впечатлений, чувств, переживаний! Каждый ребенок — неповторимая личность. Всегда ли мы, родители, признаем право ребенка быть личностью. Если мы во всем будем руководить поведением малыша, то проблема развития у него самостоятельности вряд ли сможет нас взволновать.

Ребенок должен иметь возможность реализовать свои способности, возможность проявлять себя в повседневной жизни. Когда маленький ребенок начинает сам есть, одеваться и даже помогать маме, он гордится собой, самоутверждается, чувствует себя более способным и похожим на взрослого. Если продолжать полностью обслуживать своего ребенка, потому что так удобно вам, то у ребенка может возникнуть чувство неспособности, то есть внутреннего дискомфорта. Чтобы компенсировать такое неприятное состояние, ребенок будет искать способ самоутвердиться в любой другой деятельности, которая будет казаться ему более доступной. Нередко эта деятельность носит негативный характер. Если ребенок не имеет позитивной самореализации, то есть ребенку нечем заняться, нечего и негде «построить», он, весьма вероятно, вскоре найдет, что «поломать». Ведь известно, что ломать легче, чем строить.

Отсутствие опыта элементарной самостоятельности, полное избавление от необходимости заботиться о себе в детском возрасте, приводит к негативному развитию личности.

Подчас родители сетуют, что готовы предоставить ребенку свободу для проявления активности, но он «сам не хочет». Может быть, он «уже» не хочет, поскольку раньше многократно получал негативный опыт и просто не рискует снова его повторять? Кстати, родители могли этого и не заметить. Ведь так часто приходится слышать родительские указания: «НЕ бери, НЕ ходи, НЕ трогай» и еще много всяких НЕ и НЕЛЬЗЯ…

Иначе говоря, воспитывающая деятельность взрослых часто носит запрещающий характер и тем самым тормозит активность ребенка.

Как же быть взрослому? Ведь действительно многое нельзя. Однако многое ведь и можно! И есть такой простой прием, как переключение внимания: например, ребенок ломает ветки кустов или не хочет отдавать чужую игрушку, можно переключить его внимания на другой интересный предмет или событие – «Смотри, какая собачка бежит», «А твоя машинка лучше песок возит…», «Пойдем голубей покормим…». Таким образом, ребенок сам тормозит и переключает свои действия с одного предмета на другой, то есть приобретает навыки самоорганизации. Однако успешность таких приемов зависит и от компетентности взрослого – его способности быть внимательным, знающим как организовать дело ребенка, чтобы ребенок был успешным деятелем. Взрослому важно вовремя оказать необходимую помощь ребенку, чтобы возникшие трудности не показались малышу непреодолимыми. Вместе с тем важно не перестараться, то есть, помогая ребенку, не делать того, что ребенок вполне уже может сделать сам. Итак, говоря о роли взрослых в развитии самостоятельности маленьких детей, можно выделить главный принцип помощи малышу: «вместе с ребенком, а не вместо него».

Следуя этому принципу, можно вскоре увидеть, как заметно выросла самостоятельность ребенка. Однако вместе с радостным приобретением, возможно, возникает и некоторое чувство потери: обретая самостоятельность, ребенок все чаще и настойчивее выражает свое мнение по разным поводам – начиная с того, что он хочет надевать, есть, где гулять, более того, он уже может выдать критические замечания в отношении самого взрослого.

Развитие самостоятельности ребенка создает реальную почву для непослушания ребенка. Этот вопрос требует отдельного обсуждения. Идеально послушный – это ребенок, который всегда слушается взрослых. На первый взгляд – это правильно и очень хорошо. А если посмотреть глубже? Привыкая безоговорочно слушаться, ребенок одновременно отказывается от проявления собственных желаний: он всегда полагается на взрослого, а значит не получает опыта самостоятельных решений. Сможет ли он в дальнейшем стать вполне самостоятельным и ответственным человеком?

Воспитывая ребенка, каждый взрослый в своих требованиях вынужден балансировать между двумя полюсами: безоговорочное послушание или неограниченная свобода. Как найти «золотую середину» каждому родителю для каждого ребенка? Готовых рецептов нет. Для развития самостоятельности не важно, что именно делает ребенок, главное, чтобы он делал это сам. Также очень важен положительный эмоциональный настрой и, конечно, успешный результат.

Лучшее, что могут дать родители своим детям, — это возможность с раннего детства поверить в свои силы и постоянно расширять область своей реальной, практической самостоятельности.