ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ МБ ДОУ №25
на 2014 -2015УЧЕБНЫЙ ГОД
ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО»
Учебный план составлен на основании Программы развития и примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. СанПиНа 2.4.1.3049-13.
Обязательная часть реализуется через организацию образовательной деятельности (НОД), в соответствии с расписанием непрерывно непосредственно образовательной деятельности по всем возрастным группам, разработанным в соответствии с санитарно-эпидемиологических требований к объёму образовательной нагрузки для дошкольников.
В план включены четыре направления, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.
Каждому направлению соответствуют образовательные области, которые реализуются через разные виды занятий:
Направления развития
Направления развития- познавательно-речевое |
НОД |
«Познание» |
|
«Коммуникация» |
|
«Чтение художественной литературы» |
|
Направления развития-социально-личностное |
НОД |
«Социализация» |
(подготовительная к школе группа)
|
Направления развития-художественно-эстетическое |
НОД |
«Художественное творчество» |
|
«Музыка» |
|
Направления развития-физическое |
НОД |
«Здоровье» |
|
«Физическая культура» |
|
Реализация познавательно-речевого направления во всех возрастных группах осуществляется через специально организованные занятия, а так же во время совместной деятельности воспитателя с детьми.
Реализация социально-личностного направления осуществляется за счёт специально организованных занятий с детьми старших групп, в младшей и средней группах реализация данного направления осуществляется в игровой деятельности, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, во время совместной деятельности и через интеграцию с другими образовательными областями.
Реализация художественно-эстетического направления осуществляется как за счёт специально организованной деятельности детей, так и в свободной деятельности, а также через интеграцию данной области с другими образовательными областями.
Реализация направления физического развития реализуется за счёт специально организованных физкультурных занятий, а также в свободной деятельности.
В плане соблюдена минимальная образовательная нагрузка на изучение каждой образовательной области, которая определена в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая образовательная нагрузка. Часы непосредственно образовательной деятельности в факультативной, групповой и индивидуальной форме входят в объем максимально допустимой нагрузки.
Реализация учебного плана предполагает обязательный учёт принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Возможные варианты интеграции образовательных областей определяет воспитатель группы при планировании работы.
Региональный компонент в учебном плане ДОУ учитываются особенности нашей области, не выделяется в отдельную часть, а реализуются в интеграции на занятиях по всем направлениям развития и в свободной деятельности. Возможно включение отдельных занятий.
Региональная составляющая выражена в народных играх, традициях, развлечениях, праздниках и неотделима от целостного развития личности ребенка. Региональный компонент выражен в изучении специфики декоративно-прикладного искусства Ростовской области, обычаев, традиций, а также включает в себя музыкальные произведения, игры, танцы народов Донского края.
Учебный план является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непрерывной непосредственно образовательной деятельности.
Объем образовательной нагрузки, определенный в учебном плане, позволяет использовать модульный подход, строить образовательный процесс на принципах вариативности и дифференциации.
В структуру учебного плана входит три взаимосвязанных и дополняющих друг друга части: инвариативная и вариативная части и региональный компонент. В инвариативной части обозначены направления развития воспитанников, которые усваиваются детьми за счет реализации соответствующих разделов комплексных программ и внедрения парциальных программ по отдельным направлениям развития. В вариативной части учитываются особенности и индивидуальный характер развития образовательного учреждения, приоритетное направление развития детей МБДОУ№25. В учебном плане установлено соотношение между федеральным и двумя другими компонентами: региональным компонентом и компонентом МБДОУ:
федеральный компонент - не менее 75 - 80% от общего нормативного времени,
отводимого на освоение основных образовательных программ;
- региональный компонент - не менее 10%
- компонент МБДОУ№25 - не менее 10%.
Содержание учебного плана обеспечивает сохранение и дальнейшее развитие физических, психических и интеллектуальных возможностей каждого ребёнка. НОД требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей проводим в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Занятия в младших группах не более 15 минут, в средней группе не более 20 минут, в старшей 25 минут, в подготовительной 30 минут. Перерывы между НОД не менее 10 минут.
Во второй младшей группе и средней аппликация чередуется с конструированием, а в старших лепка с аппликацией, в подготовительной лепка чередуется с аппликацией и конструированием. Таким образом, во 2 й младшей, средней, старших группах аппликация, лепка, конструирование проводятся два раза в месяц (1 раз в две неделима в подготовительных группах - данные разделы программы изучаются на занятиях, которые проводятся 1 раз в три недели.
Содержание вариативной части дополняет содержание инварианта, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей психофизического развития детей, специфики образовательной программы, по которой занимаются дошкольники, возможностей воспитателей и других специалистов в МБДОУ№25, родителей, материально - технического и методического обеспечения образовательного процесса.
Профессиональная компетентность педагогического коллектива дает положительные результаты в решении поставленных задач.